2014-10-31 10:50:00
Школьный учебно-опытный участок занимает в системе обучения важное место. Наряду с кабинетом биологии он является учебно-материальной базой преподавания курса биологии и ряда естественнонаучных дисциплин, необходим для выполнения опытнической работы.
Районный смотр-конкурс проводился в соответствии с требованиями Положения об учебно-опытных участках. В нем приняли участие 14 общеобразовательных учреждений. Конкурс предполагал работу учебно-опытных участков по следующим критериям:
- Документация УОУ;
- Материально-техническое обеспечение;
- Содержание работы и организация образовательной деятельности;
- Рациональное использование возможностей УОУ;
Все участвующие в конкурсе учреждения разработали Положения об УОУ с учетом типа и вида образовательного учреждения, географических и экономических условий. Документация утверждена администрацией и заверена печатью учреждения, имеются инструкции по технике безопасности при работе на учебно-опытном участке, подробный план работы на данный учебный год, отчет о работе на УОУ за предыдущий период.
Структура и содержание отделов учебно-опытных участков (экологическое состояние, культура оформления: чистота, эстетика оформления; вариативность и ассортимент растений) соответствует основным требованиям, предъявляемым к учебно-опытным участкам: в Никольской, В-Ольшанской, Урыновской средних школ, Кр-Плотской, Дубровской, Егорьевской, Быстринской, Евлановской основных школ.
В отчетном году площадь учебно-опытных участков в районе составила 5,8 га. В основном все участки имеют ограждение и поливаются привозной и приносной водой, что создает определенные трудности в засушливые периоды.
За отчетный период на учебно-опытных участках работали 607 обучающихся средних, основных школ, что составило 47,7 % от общего контингента обучающихся.
Учебно-опытные участки являются базой для образовательной деятельности обучающихся на уроках биологии, сельскохозяйственного труда и кружков эколого-натуралистического и растениеводческого направления.
Прививая любовь к труду, с ранних лет коллективы школ уделяют большое внимание отделам начальных классов. Отдел начальных классов и цветочно-декоративный имеют 95% учебно-опытных участков. На всех учебно-опытных участках организованы отделы производственных, полевых, овощных культур, лекарственных растений. На двух участках (Дубровской, Быстринской школ) заложены питомники, у большинства созданы отделы плодово-ягодных культур, коллекции растений.
Хорошая планировка отделов отмечена на участках Никольской, В-Ольшанской, Урыновской средних школ, Егорьевской, Быстринской, Дубровской, Кр-Плотской основных школ.
Много заботы и труда вкладывают школьники в организацию цветочно-декоративных отделов. В этом направлении хороших результатов достигли: Егорьевская, Быстринская, Евлановская основные школы, Урыновская, Никольская средние школы.
Основную площадь учебно-опытных участков составляют производственные отделы, где выращиваются овощи для школьных столовых. Самые большие территории этот отдел занимает в В-Ольшанской, Дубровской школах, на которых выращиваются капуста, томаты, огурцы, лук, свекла. Выращенная продукция используется для питания школьников.
В текущем году отделы лекарственных растений расширились на многих участках и насчитывают до 10 видов растений.
Хорошо организованы и оформлены экологические отделы в Егорьевской, Урыновской, Знаменской школах. Весь период коллективы трудились над накоплением материала отдела. Природные объекты экологического отдела имеют сезонные описания, материал рассчитан на разные возрастные группы обучающихся.
Традиционно на учебно-опытных участках района выполняется опытническая работа. Всего по району было заложено и проведено 16 опытов.
Грамотно организованная опытническая работа на учебно-опытных участках позволяет реализовать ряд важных образовательных развивающих и воспитательных задач. Закрепляет, углубляет и расширяет знания по биологии, экологии, основам сельскохозяйственного труда, способствует выявлению научного потенциала школьников. Осуществляется элементарная профессиональная подготовка, ориентация на сельскохозяйственные профессии, воспитывается любовь к природе и всему живому. Коллективное выполнение работ на учебно-опытном участке позволяет школьникам сравнивать результаты своей работы с результатами товарищей, что воспитывает самоконтроль, формирует чувство взаимопомощи, готовит обучающихся к труду в сельскохозяйственном производстве. Опытническая работа в этом году велась по направлению - овощеводство. Лучшими в этом направлении признаны школы: Никольская, Вышне-Ольшанская (Сортоиспытание моркови в условиях учебно-опытного участка, Сортоиспытание столовой свеклы в условиях учебно-опытного участка руководитель Киценко Н.В.), Урыновская (Совместное выращивание укропа с капустой руководитель Сергеева А.В.), В-Должанская (Сбор и выявление лекарственных растений нашей местности руководитель Федорова Е.В.), Тимская (Влияние условий хранения и прорастания семян на урожайность, исследовательский проект "Состав почвы учебно-опытного участка" руководитель Дорофеева Е.В.)
На учебно-опытном участке проводят уроки по ботанике, зоологии и общей биологии осенью, весной и практические занятия, внеурочные работы по постановке опытов и наблюдений летом, осенью и весной, заготовку раздаточного и демонстрационного материала к урокам по курсам ботаники, зоологии и общей биологии.
На участках работают кружки юных натуралистов и организуются общешкольные внеклассные мероприятия: празднование праздника урожая, проведены 22 экскурсии для обучающихся. Наибольшее внимание в общеобразовательных организациях уделяется созданию и поддержанию эстетичного состояния цветников и пришкольной территории при помощи малых архитектурных форм, альпийских горок, сочетающих камни и живые растения в виде миниатюрного горного ландшафта.
Практически во всех школах, принявших участие в смотре, проводится регулярный уход за травянисто-кустарниковой растительностью, ведется прореживание кустарников, обрезка молодой поросли деревьев, стрижка газонной травы.
В большинстве школ района, продолжают оставаться нерешенными следующие проблемы:
- корчевание и вывоз сухостоя,
- завоз почвогрунта,
- отсутствие опытнической работы на учебно-опытном участке,
- низкая эффективность использования возможностей пришкольных участков для изготовления демонстрационного и раздаточного материала в образовательном процессе на уроках биологии;
В целях повышения значимости учебно-опытных участков, формирования экологической культуры, совершенствования исследовательской и опытнической работы комиссией рекомендовано:
- по возможности, всем ОУ заложить коллекционный отдел из культурно-декоративных и дикорастущих растений;
- расширить ассортимент цветочно-декоративных культур на цветниках.
По результатам конкурса членами комиссии присуждено:
по средним школам:
I место учебно-опытному участку БОУ «Никольская сош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
II место учебно-опытному участку БОУ «Вышне-Ольшанская сош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
III место учебно-опытному участку БОУ «Урыновская сош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
по основным школам
I место учебно-опытному участку БОУ «Егорьевская оош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
II место учебно-опытному участку БОУ «Быстринская оош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
III место учебно-опытному участку БОУ «Дубровская оош», БОУ «Кр-Плотская оош», за творческий подход к оформлению учебно-опытного участка
Видовым разнообразием растений, хорошей планировкой и современным дизайном отличается пришкольная территория Должанской средней школы, имеется розарий, который великолепно сочетается с однолетними цветочными культурами и декоративной окантовкой цветника из спилария. Видовое разнообразие цветников представлено петунией, бархатцами, настурцией, аллисумом, цинией, георгинами, космеей, астрами, агератумом, львиным зевом, клещевиной, пионами, люпинами, флоксами, сальвией, лилиями и др. Цветы высажены орнаментально с присутствием архитектурных форм (олени, декоративные мостики, мельница)
Следует отметить оригинальность в оформлении школьной территории Вышне-Ольшанской средней школы. На школьной территории гармонично располагаются архитектурные формы: беседка для проведения занятий на открытом воздухе, мельница, колодец, дельфин в сочетании с цветочными клумбами.
Благоприятное впечатление оставляет школьный двор Егорьевской основной школы, по всему периметру которого располагаются цветники с великолепием колористической гаммы и добавлением фигурок лебедей, зайца, улиток, гномика для лучшего восприятия
всей картины двора. Замыкает школьный двор учебно-опытный участок. Найдено оригинальное решение цветочного оформления ограждения школы.
Для благоустройства школьного двора в Никольской средней школе использованы различные приемы озеленения: клумбы, газоны, цветники. Хочется отметить эстетику оформления, соблюдение правил посадки растений, хорошее санитарное состояние цветников. С прошлого года школьный двор зонирован на цветники и детскую площадку. В этом продолжена работа над проектом «Детский городок» обновлены и дополнены малые архитектурные формы (лебеди, лягушка, ромашки, солнышко), продумано цветочное оформление. Все имеет эстетичный вид. Весной вдоль ограждения высажена аллея из туи.
На пришкольной территории Кр-Плотской основной школы значительную часть занимают клумбы, расположенные по фасадной части школы. Они непрерывного цветения с великолепием цветовой гаммы, видового разнообразия, ухоженности, стиля оформления. По периметру школьной территории имеется защитная полоса из деревьев. Присутствует затеняющий эффект. Создана зона пассивного отдыха. Весной этого года оформлен новый цветник для детей начальных классов. Получилось оригинальное сочетание ярких цветов со сказочными персонажами.
На территории школьного двора Знаменской основной школы имеется деревенский уголок (колодец, на котором аист свил гнездо). В цветочном великолепии клумб гуляет жираф. По фасадной части здания располагается рабатка с кустами роз и цветами удачно подобранными по цветовой гамме. Школьный двор производит очень благоприятное впечатление.
Проект благоустройства школьного двора Алксеевской средней школы доработан с учетом рекомендаций прошлого. Для его оформления использованы различные элементы дизайна. По фасадной части школы расположены клумбы, альпийская горка, водоем с кувшинками и лебедями. На территории двора присутствуют посадки дикоросов в виде живой изгороди.
Продолжена работа по благоустройству пришкольной территории Евлановской основной школы. Целью проекта, над которым работает школа, является создание на территории школьного двора благоприятной психологической зоны для развития детей.
Территория школьного двора представляет собой естественную зеленую зону, включающую различные элементы садово-паркового дизайна. В этом году к имеющимся формам добавлена мельница. По фасадной части школы расположены клумбы и цветники.
С 2012 года по инициативе обучающихся и педагогов Козьма-Демьяновская средняя школа работает над проектом «Родной школе - с любовью!» (руководитель проекта Демидова Н. И.). В этом году проект нашел свое продолжение на стене спортивного зала, она задекорирована ярким панно из воздушных шаров, что придает окружающим чувство легкости. Продумана и планировка школьной территории. Цветники располагаются вдоль ограждения школы, на них представлены одно- и многолетние цветочные культуры, имеется альпийская горка. Для благоустройства использованы малые архитектурные формы: «сухой» водоем, фигурки из резины, пластика, дерева, фанеры, изготовленные руками педагогов, родителей и детей. Реализовано зонирование территории для активного и пассивного отдыха, построена беседка.
Цветочно-декоративный отдел учебно-опытного участка Урыновской школы нашел свое продолжение по фасаду здания и на пришкольной территории, представленный виде цветников и клумб с разнообразием видового состава растений (ирисы, астра, цинния, георгины, космея, петуния, бальзамин). Вдоль дороги присутствует защитная полоса из деревьев и кустарников, создающая затеняющий эффект.
В Быстринской школе для благоустройства школьного двора использованы различные приемы озеленения: клумбы, газоны с применением элементов садово-паркового дизайна (плетень, мухоморы, божьи коровки, «сухой водоем»). Хочется отметить эстетику оформления, хорошее санитарное состояние цветников на пришкольной территории и в цветочно-декоративном отделе учебно-опытного участка.
В благоустройстве пришкольных дворов Тимской, Вышне-Должанской, Дубровской основных школ, Рогатинского филиала использованы различные приемы озеленения: клумбы, цветники, альпийские горки. По периметру школ расположены цветники с агератумом, бархатцами, циннией, петунией, флоксами.
Благоустроенные территории детских садов «Сказка», «Колобок» представляет собой естественную зеленую зону, включающую различные элементы садово-паркового дизайна. Территорию дворов украшают клумбы, имеются скамейки для отдыха, песочницы, беседки, стены в которых, украшены ярким панно с героями мультфильмов, радугой, солнцем, яркими цветами.
В детском саде «Колобок» интересно продуман экологический уголок: пасека во главе с пчелой Майей, клумба с многообразием цветов различных по срокам цветения, цветовой гамме. Это воспитательный уголок, который призывает охранять природу, не засорять ее.
Клумба перед входом в детский сад привлекает взор детей, родителей своим композиционным решением. На ней гармонично сочетаются яркие фигурки (лебеди, колокольчики, мельница, солнышко) с цветами. В учреждении найдено удачное решение по укреплению здоровья детей. Для проведения занятий создана «дорожка здоровья»
На территории детского сада имеется огород, на котором выращен картофель, капуста, морковь, огурцы, свекла. Продукция, выращенная на участке используется для детского питания
В детском саде «Сказка» ухоженная и благоустроенная территория двора производит очень благоприятное впечатление, имеет функциональное значение. По периметру здания расположены цветники в сочетании с красивыми беседками и малыми архитектурными формами.
За поддержание территории образовательных организаций в эстетичном и ухоженном состоянии
I место присуждено БОУ «Должанская сош»
II место присуждено БДОУ детский сад «Колобок»
III место присуждено БОУ « Вышне-Ольшанская сош»
Заведующая методическим кабинетом Н. А. Смирнова