ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на педсовете МДОУ Заведующая МДОУ
детский сад «Колобок» детский
сад «Колобок»
Протокол №
«_____» ________ 2011г. ___________ Т.В. Бородина
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад
«Колобок»
п. Долгое
на 2011 – 2012 год
2011г
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Пояснительная записка
2. Раздел 1. Миссия, цели и задачи
образования.
3. Раздел 2. Программы и технологии
образовательного процесса.
4. Раздел 3. Проектирование и формы
организации образовательного процесса.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский
сад «Колобок» расположен по адресу: Орловская обл. п. Долгое, ул. Молодёжная,
д. 53. Детский сад является вновь созданным учреждением и начал свою
деятельность по работе с детьми в мае
В деятельности образовательного
учреждения следует выделить следующие значимые позиции:
1.
Молодость самого учреждения, небольшой период его работы (фактически
всего 1, 5 года). Соответственно, учреждение, как и педагогический
коллектив, являются формирующимся. Учреждение переживает
период своего организационного становления.
2.
Сложность и многообразие задач, имеющихся на этапе становления нового
образовательного учреждения. Решение образовательных задач осложнено тем,
что учреждение не имеет спортивного и актового залов.
3.
Ориентацию на инновационный тип учреждения, т.к. только инновационность
является значимым конкурентным преимуществом.
4.
Формирование коллектива детского сада специалистами, обладающими высокой
мотивацией на работу именно в инновационном режиме, высокопрофессиональными
специалистами с развитым гуманитарным мышлением и культурой. Ставка на
профессионализм кадров как одно из самых значимых конкурентных преимуществ
детского сада.
Анализируя небольшой период деятельности детского сада
важно отметить:
1.
Высокую эффективность образовательной деятельности, о чем свидетельствует уже
сформированный в родительской среде образ хорошего детского сада с
интересными программами, высококлассными специалистами.
2.
Способность коллектива работать с выполнением социального заказа родителей.
РАЗДЕЛ 1. МИССИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ОБРАЗОВАНИЯ
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, все
больше ориентируют людей, занимающихся такой социально значимой
деятельностью как образование на создание такой системы, где созданы
максимальные условия для расширения возможностей компетентного выбора личностью
своего жизненного пути, возможностей быть, а не казаться в этом мире успешными,
любимыми, счастливыми.
Исходя из этого, образование сегодня можно понимать как
процесс, направленный на расширение возможностей компетентного выбора личностью
жизненного пути и на саморазвитие личности.
МИССИЯ
Понимание миссии, как правило, связано с поиском ответов на 3
ключевых вопроса:
1.
Для кого мы можем быть интересны и полезны?
2.
Что мы можем предложить людям, которые среди множества образовательных
предложений выбирают наше?
3.
Зачем мы делаем то, что делаем?
Без четких ответов и понимания собственной миссии
образовательное учреждение, как собственно любая другая организация,
имеет все шансы потеряться среди многих и пополнить ряды тех, кого обычно
называют «неудачники».
Образование – являясь тем специфическим видом деятельности, в
рамках которого создается не только настоящее, но и будущее человека, семьи,
нации, должно по своей сути быть территорией удачи и успеха. Территорией,
на которой растущий человек укрепляет веру в свои таланты, способности и
открывает в себе неограниченные возможности для роста, развития и процветания
своего Я, своей семьи, своей страны.
Дошкольное образование – это, по сути, фундаментальное
образование любого человека, на котором вырастает ЛИЧНОСТЬ.
Личность - главный ресурс современной
конкурентоспособной страны, и неважно, где эта страна расположена. 21 век – век
человеческого капитала, капитала, который либо рождается, поддерживается и
раскрывается на любых ступенях образования, в том числе дошкольного, либо
постепенно умирает, переставая верить в собственные возможности.
ЛИЧНОСТЬ,
УМЕЮЩАЯ РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ И
ВОЗМОЖНОСТЯМ,
КОТОРЫЕ ОНА ПРЕДОСТАВЛЯЕТ - ОПТИМИСТ;
ЛИЧНОСТЬ,
СПОСОБНАЯ БЫТЬ СВОБОДНОЙ НА ОСНОВЕ УВАЖЕНИЯ
РАЗЛИЧИЙ), ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДРУГИХ (В ТОМ ЧИСЛЕ
ГЕНДЕРНЫХ) - ПАРТНЕР;
ЛИЧНОСТЬ,
СТРЕМЯЩАЯСЯ СОЗДАВАТЬ ГАРМОНИЮ КАК В СВОЕМ
ВНУТРЕННЕМ, ТАК И В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ – ТВОРЕЦ.
·
Оптимист – это позитивное видение мира, философия успеха (мировоззрение
личности).
·
Партнер – это стиль отношений с другими, позволяющий быть максимально успешным
в современном мире, как в личной, так и в профессиональной (деловой) сфере (социальная
модель поведения)
·
Творец – это способ жизнедеятельности, обеспечивающий личностную и
социальную успешность (образ жизни)
Именно такими мы видим наших детей, именно на это
нацелена деятельность нашего образовательного учреждения.
Исходя из всего выше сказанного,
НАША МИССИЯ – ЭТО
ПОМОЧЬ СЕМЬЕ В ВОСПИТАНИИ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБНОЙ БЫТЬ УСПЕШНОЙ В
СЕМЬЕ И ДЕЛОВОЙ ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РАСКРЫТИЯ СВОЕГО ГЕНДЕРНОГО ПОТЕНЦИАЛА.
НАША ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ РАСКРЫТИЮ И РОСТУ ЛИЧНОСТНОГО
ПОТЕНЦИАЛА КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА.
ЗАДАЧИ:
1.
Создание предметно-развивающей и культурно - эстетической среды,
соответствующей гендерным особенностям мальчиков и девочек.
2.
Обеспечение условий для партнерского взаимодействия с семьями воспитанников и
формирования единого образовательного пространства семьи и детского сада.
3.
Формирование системы развития персонала детского сада,
обеспечивающей реальную индивидуализацию образовательного процесса и
реализацию здоровьесберегающего подхода в содержании и технологиях
деятельности.
4.
Организация жизнедеятельности детского сада с учетом социального заказа
семьи.
Построение деятельности детского сада в соответствии с
обозначенными миссией, целями и задачами, обусловлено следующими
факторами:
1. Психолого-педагогическая
целесообразность:
·
Гендерный подход позволяет на современном уровне рассматривать проблему
личностного и социального развития ребенка, а также обеспечивать здоровьесбережение
в образовательном процессе и его результатах.
·
Раскрытие и рост личностного потенциала каждого воспитанника на основе
индивидуализации образовательного процесса позволяет обеспечивать современные
стандарты качества дошкольного образования
2. Социально-экономическая востребованность:
· Современному
обществу, развивающемуся в логике рыночной модели социально-экономических
отношений, необходимы самостоятельные, свободные, творческие люди,
поскольку именно они могут быть двигателями общественного прогресса во
всех сферах жизнедеятельности, могут обеспечивать стране конкурентные
преимущества развития. Такой тип людей во всем мире составляет основу среднего
класса, являющегося базой современного цивилизованного мира. Провозглашая такие
амбициозные государственные задачи как удвоение ВВП и рост среднего класса,
важно увидеть в данном контексте место современного образования, в том
числе и дошкольного. Именно в дошкольном возрасте происходят фундаментальные
процессы личностного становления, оказывающие глобальное влияние на всю
жизнь отдельного человека, а значит и общества в целом. Поэтому детский
сад не может оставаться только социальным холодильником, освобождающим время
родителей для производства личных и общественных благ.
Современный детский сад с
социально-экономической точки зрения – это стратегическая площадка для
развития человеческого потенциала как базиса конкурентоспособности страны.
·
Современные родители все больше приходит к пониманию того, что
качественное образование сегодня – это действительно основа успешности
растущего человека в его взрослой жизни. Все большее число
родителей определяют в качестве своего социального заказа не только и не
столько интеллектуальное развитие ребенка, но и его личностное развитие,
которое обеспечит не просто хорошую учебу на последующих ступенях образования,
но и заложит основу для личностного роста и жизненного успеха человека. Именно
в рамках такого уровня качества образования современные родители готовы быть
партнерами детского сада, в том числе финансовыми.
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образование, результатом которого станет
саморазвивающаяся личность, ориентированная на успешность в реализации ключевых
социальных ролей (семьянина, гражданина, профессионала), может быть обеспечено
только определенными программами и технологиями.
Основным фактором, определяющим выбор программ и технологий,
являются концептуальные принципы построения образовательного процесса.
Для реализации обозначенных миссии, целей и задач
нашего детского сада необходимыми и достаточными будут следующие принципы
построения образовательного процесса:
1) Личностно-деятельностный принцип. Построение образовательного процесса
в соответствии с личностными особенностями каждого воспитанника, в том числе в
соответствии с гендерными особенностями мальчиков и девочек. Личностное
развитие и личностный рост – это всегда результат усвоения реального
практического опыта, который возможен только через вовлечение ребенка в
личностно значимые для него виды деятельности. Человек растет именно в
деятельности.
2) Принцип культуросообразности Воспитание человека с позитивным типом мышления,
партнерской моделью социального взаимодействия, творческим подходом к
собственной жизни немыслимо вне контекста культуры. Культура должна
проникать во все, даже самые казалось бы незначительные моменты жизни ребенка в
детском саду: бытовые, коммуникативные, познавательные и т.д. Важно дать
ребенку возможность почувствовать себя как хранителем культурного наследия
своей семьи, страны, человеческой цивилизации, так и творцом собственной
культурной реальности, способным понимать и принимать культурные
различия как норму современной жизни.
3) Принцип вариативности. Свободная, самостоятельная, творческая
успешная саморазвивающаяся личность рождается только в ситуации выбора, в
ситуации, где нет жестко определенного единственно верного ответа на
поставленный вопрос, а есть варианты, каждый из которых имеет свои возможности
и ограничения. Способность выбирать из разных вариантов оптимальный, лучший для
конкретной ситуации – сегодня это основа успешной самореализации в условиях
динамично меняющегося мира. Способность выбирать - это и способность быть
ответственным за результаты своего выбора. Важно помочь ребенку ощутить в себе
ресурсы, делающие любой выбор возможным: уверенность в себе, гибкость мышления
и поведения, рефлексия.
Программы и технологии.
Чтобы создать
условия для всестороннего и полноценного развития дошкольника на каждом
возрастном этапе, коллективом была выбрана программа воспитания и обучения в
детском саду М.А. Васильевой. В этой программе вопросы развития и воспитания
ребенка рассматриваются в тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.
Участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду
поможет увидеть мир с позиции ребенка, относиться к ребенку как к равному, проявить
искреннюю заинтересованность в действиях малышей. Важно, чтобы родители были в
курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и
помогали ему добиться нужного результата. Благодаря взаимодействию с
воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретают опыт
педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогической
общественностью в целом.
·
Участие родителей в жизни своих детей не только в детском саду, но и дома, а
затем в школе поможет им:
·
Преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
·
Относиться к своему ребенку как к равному себе и понимать, что недопустимо его
сравнивать с другими детьми. Главное - не норматив, а личностные достижения
каждого. Если ребенок что-то сделал лучше, чем вчера и это осознается им, то
можно радоваться его личностному росту, развитию.
·
Знать его сильные и слабые стороны и учитывать их. А это значит, что при
поступлении в школу в самосознании ребенка не произойдет драматической
смены самооценки (в детском саду был умным, а в школе - неумеха).
·
Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к
эмоциональной поддержке.
·
Понимать, что путем одностороннего воздействия ничего нельзя сделать. Можно
лишь подавить или запугать ребенка. Если мы хотим добиться желаемого
результата, необходимо, чтобы ребенок сам захотел принять участие в работе. А
для этого у взрослого с ребенком должны быть хорошие, доверительные отношения и
искреннее желание участвовать в его делах, радостях и горестях.
В данной программе представлены цели
и задачи для родителей и педагогов на каждом возрастном этапе и определены пути
их взаимодействия. Авторский коллектив программы предоставил возможность
образовательным учреждениям взаимодействовать с семьей на основе современных
научных, психолого-педагогических требований к развитию, воспитанию и
образованию ребенка.
Программа М. А. Васильевой
ориентирована на создание в детском саду атмосферы психологического комфорта
для детей, условий для радостного и содержательного проживания ими периода
дошкольного детства с учетом использования системы личностно-ориентированного
воспитания и развития детей.
В основе программы лежит важнейший
стратегический принцип современной российской системы образования - его
непрерывность, которая на этапах дошкольного и школьного детства обеспечивается
тесной координацией действий трех социальных институтов - семьи, детского сада
и школы. В программе на первый план выдвигается развивающая функция
образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и раскрывающая его
индивидуальные особенности. Программа
реализует идею объединения усилий родителей и педагогов для успешного решения
оздоровительных и воспитательно-образовательных задач по основным направлениям
развития ребенка. Она соответствует Закону РФ «Об образовании», «Типовому
положению о дошкольном образовательном учреждении».
Правовой основой взаимодействия
дошкольного образовательного учреждения с родителями являются документы
международного права (Декларация прав и Конвенция о правах ребенка), а также законы
РФ (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы «Об образовании», «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Наиболее важные положения этих
документов нашли отражение в данной программе:
·
Право ребенка на образование, гуманистическое по своему характеру, охрану
здоровья и отдых, свободное участие в культурной и творческой жизни, занятия
искусством;
·
Бережное отношение к индивидуальности каждого ребенка, особенностям его
развития;
·
Право ребенка не защиту от всех форм физического и психического насилия,
оскорбления, отсутствия заботы или небрежного обращения;
·
Взаимодействия ДОУ с семьей с целью формирования здоровья, воспитания и
полноценного развития ребенка.
Программа охватывает возрастной
период от рождения до 7 лет. Для реализации программы создан комплект
методических материалов для родителей и педагогов, обеспечивающий целостность
педагогического процесса, позволяющий осуществить согласованный подход по всем
направлениям взаимодействия взрослого и ребенка. В комплекте имеются пособия по
следующим направлениям программы:
·
Здоровье и физическая культура;
·
развитие речи;
·
художественная литература;
·
познавательное развитие;
·
математика;
·
трудовое воспитание;
·
художественно-эстетическое воспитание
·
музыкальное развитие;
В комплекте методических пособий дано
годовое планирование работы с детьми, но последовательность планирования
материала определяется педагогом в зависимости от индивидуальных особенностей
детей, их здоровья, интенсивности и темпа их продвижения, независимо от уровня
исходной подготовленности. По основным разделам программы представлены методики
обследования уровня развития детей.
Методические и дидактические
материалы раскрывают педагогические положения и технологии, позволяющие создать
оптимальные условия для полноценного развития и оздоровления ребенка на
протяжении раннего и дошкольного периода детства. В них заложены
возможности использования программы в зависимости от интенсивности и
темпа продвижения детей, а также в соответствии с региональными и национальными
особенностями, индивидуальными возможностями детей.
Методические рекомендации разработаны
с учетом взаимосвязи разных областей знаний, способствуют формированию общей
культуры личности ребенка и позволяют детям успешно овладевать теоретическими
знаниями и прикладными умениями.
В программе содержатся
характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи,
которые целесообразно решать в условиях семьи и детского сада по двум основным
взаимосвязанным направлениям – здоровье и развитие. Цель программы - привлечь внимание родителей
и педагогов к проблемам, связанным со здоровьем детей, их эмоциональным
благополучием, своевременным и полноценным психическим развитием и подготовкой
к школе, а также представлены задачи, которые необходимо решать в семье и
дошкольном образовательном учреждении.
Первое направление - здоровье –
обеспечивает охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их
развитие и эмоциональное благополучие.
Второе направление программы -
развитие - нацелено на:
·
развитие личности ребенка (компетентности, инициативности, самостоятельности,
любознательности, способности к творческому самовыражению);
·
приобщению детей к общечеловеческим ценностям;
· формирование творческого воображения;
·
развитие любознательности, как основы познавательной активности.
Для того чтобы добиться
желаемого результата в работе по программе
родителям и педагогам необходимо:
1. Осознать,
что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно
помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться друг к другу.
2. Помнить о
том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо его сравнивать с
другими детьми. Такого как он (она) нет больше в мире, и мы должны ценить его
индивидуальность, поддерживать и развивать ее.
3. В
родителях и педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать
ему личную поддержку и прийти на помощь. Педагогам - воспитывать в детях
безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили
много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.
4. Родителям
- поддерживать в ребенке доверие к педагогу и активно участвовать в делах
группы.
5. Педагогам
- учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни
группы.
6. Родителям
и педагогам - изменить свое отношение к воспитанию и развитию детей и
рассматривать их не как свод общих приемов, а как искусство диалога с
конкретным ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста,
учитывая предшествующий опыт ребенка, его интересы, способности и трудности,
которые проявились в семье и образовательном учреждении.
7. Родителям
и педагогам - проникнуться чувством искреннего уважения к тому, что создается
самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка, бумаги или строительного
материала, лепка, рисунок и т.п.). Восхищаться его инициативой и
самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе
и своих возможностях.
8. Родителям
и педагогам - проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт при
воспитании и обучении детей. Учитывать точку зрения самого ребенка и не
игнорировать его чувства и эмоции.
9. Регулярно
в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы,
связанные с воспитанием и развитием детей.
10.
Всем участникам педагогического процесса внимательно изучить нашу программу и
комплект пособий, обсудить их содержание и выработать свою стратегию и тактику
работы с детьми.
Цель программы состоит в том, чтобы в
семье и дошкольном образовательном учреждении создать благоприятные условия для
образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и
способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач,
развитие любознательности как основы познавательной активности будущего
школьника.
Ключом педагогической
технологии становится организованная, целенаправленная
интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и
опосредованное обучение. Латентное обучение обеспечивается наличием
чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных
знаний (по терминологии Н.Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может
быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и
мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную,
учебную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное
интеллектуальное общение с взрослым.
Реальное
обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем
образовательном процессе, происходит как специально организованная
познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении,
способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда
понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам
начинает понимать важнейшие закономерности.
Опосредованное обучение предполагает
включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых
проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий,
взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование
различных видов праздников и досугов.
Все, что получит ребенок, освоив
программу, станет фундаментом его личностного, интеллектуального, физического
развития и поможет ему сделать уверенный шаг из дошкольного детства в школьное.
РАЗДЕЛ 3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ФОРМЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Качественное образование – это во многом результат
единства миссии, целей, задач, содержания, технологий и форм
организации образовательного процесса.
Исходя из этого условия, определены:
·
Режим организации жизнедеятельности детей
·
Организация питания
·
Сетки занятий и учебный план детского сада
·
Система физкультурно-оздоровительной работы
·
Система индивидуальной работы с детьми
·
Система взаимодействия детского сада и семьи
Режим организации жизнедеятельности
детского сада определен:
·
в соответствии с функциональными возможностями детей разного возраста;
·
особенностями организации разновозрастных групп;
·
на основе соблюдения баланса между разными видами активности детей;
·
особенностями организации гибкого режима пребывания детей в детском саду
·
с учетом социального заказа родителей и нормативно-правовых требований к
организации режима деятельности ДОУ.
Деятельность детского сада осуществляется
в 10,5-часовом режиме: с 7.30 до 18.00 (с учетом социального заказа родителей)
Организация питания.
Основные принципы организации
питания.
·
Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам
детей;
·
Сбалансированность рациона питания;
· Разнообразие рациона;
·
Высокая технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая
их вкусовые достоинства и сохранность пищевой ценности;
·
Учет индивидуальных особенностей детей.
Организация рационального питания детей в
детском саду основана на соблюдении утвержденных наборов продуктов и примерных
меню и осуществляется в соответствии с 10-дневным меню.
В детском саду имеется примерное
перспективное меню, специально разработанная картотека блюд, где указаны
раскладка, калорийность блюда, содержание в нем белков, жиров, углеводов,
витаминов и минералов. Использование таких карточек позволяет легко подсчитать
химический состав рациона и при необходимости заменить одно блюдо другим,
равноценным ему по калорийности.
Бракераж готовой продукции проводится
регулярно с оценкой вкусовых качеств.
График выдачи питания
разработан в соответствии с возрастными особенностями детей,
санитарно-гигиеническими требованиями и режимом работы детского сада.
Возрастные группы |
Завтрак |
Второй
завтрак |
Обед |
Полдник |
Разновозрастная группа с детьми от 4 до 7
лет |
8.30 |
10.15 |
12.30 |
15.30 |
Разновозрастная группа с детьми от 2,5 до 4
лет |
8.30 |
10.15 |
12.15 |
15.30 |
Контроль организации питания
детей в группах включает в себя следующие позиции:
№
п/п |
Вопросы
на контроле |
|
|
|
от 4
до 7 лет |
от
2,5 до 4 лет |
|||
1. |
Гигиеническая обстановка |
|
|
|
Санитарное состояние |
|
|
||
Размещение столовой мебели |
|
|
||
2. |
Своевременность доставки пищи в группу |
|
|
|
3. |
Сервировка стола |
|
|
|
Учет требований сервировки стола в
соответствии с возрастом детей |
|
|
||
Эстетика стола |
|
|
||
|
Оценка деятельности дежурных |
|
|
|
4. |
Выполнение режима питания |
|
|
|
5. |
Подготовка детей к приему пищи |
|
|
|
Настроение детей, их общение, состояние
(возбужденное или спокойное) |
|
|
||
Организация гигиенических процедур в
зависимости от возраста |
|
|
||
6. |
Руководство воспитателя |
|
|
|
Обстановка в группе во время приема пищи |
|
|
||
Посадка детей за столом |
|
|
||
Умение детей пользоваться столовыми
приборами |
|
|
||
Культура подачи второго блюда |
|
|
||
Культура поведения за столом |
|
|
||
Общение воспитателя с детьми во время
приема пищи |
|
|
||
Умение преподнести блюдо (нелюбимое, новое) |
|
|
||
Сетка занятий
Группа |
Время |
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
Младшая группа |
Утро |
Познаю мир 9.10-9.25 |
Музыкальное занятие 9.10-9.25 |
Сенсорика 9.10-9.25 |
Музыкальное занятие 9.10-9.25 |
Развитие речи 9.10-9.25 |
Физо (улица) 9.30-9.45 |
|
Физо (группа) 9.30-9.45 |
|
Физо(улица) 10.25 -10.50 |
||
|
|
|
|
|
||
|
ПРОГУЛКА
10.30-12.00 |
|||||
Вечер |
|
Художественная литература 15.30-15.45 |
ИЗО (по подгруппам) 15.30-15.45-15.55-16.10 |
Лепка 15.30-15.45 |
|
|
|
Физкультурное развлечение 1 раз в месяц 15.30-16.10 |
|
|
|
||
|
||||||
Старшая группа |
Утро |
Познаю мир 9.10-9.35 |
Математика 9.10-9.35 |
Грамота подгруппа А 9.10-9.35 подгруппа Б в 9.40-10.05 |
Развитие речи 9.10-9.35 |
Лепка 9.10-9.35 |
Физо (группа) мальчики 9.40 Девочки 10.20 |
Развитие речи 9.40-10.05 |
Физо (улица) 10.10-10.35 |
Музыкальное занятие 9.40-10.05 |
Художественная
литература 9.40-10.05 |
||
|
|
|
|
|
ФИЗО (улица) 11.20.-11.45 |
|
ПРОГУЛКА
11.00 -12.30 |
||||||
Вечер |
ИЗО (по подгуппам) 15.30-15.55 16.00-16.25 |
Музыка 15.30-15.55 |
Аппликация / Конструирование 15.30-15.55 |
ИЗО (по подгуппам) 15.30-16.00 16.00-16.30 |
|
|
|
|
|
|
Физкультурное развлечение 1 раз в месяц 15.30-16.10 |
УЧЕБНЫЙ
ПЛАН
(занятия
во всех группах ДОУ)
Возраст Направления деятельности |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
|
Речевое
развитие |
Развитие речи |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Грамота |
|
|
|
1 со
2 полугодия |
1 |
|
Художественная литература |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Интел./ Познав. развитие |
Математическое развитие / |
|
1 |
2 |
2 |
2 |
Познавательное развитие |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Художественно- Эстетическое развитие |
Изобразительная деятельность |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Лепка |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Аппликация |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
|
Конструирование |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
2
раза в
мес. |
|
|
Музыкальное воспитание |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
Физическое развитие |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Итого |
В неделю |
11 |
11 |
15 |
15/16 |
16 |
Для реализации
образовательной функции ДОУ разработан учебный план, в котором отражены все
разделы базисной программы М.А. Васильевой, определено количество занятий в
неделю в каждой возрастной группе, общее количество занятий и их
длительность. Это позволяет нам планировать нагрузку на детей в соответствие с
Сан ПиНами, проследить распределение занятий разного цикла в течение учебной
недели.
ОБЪЕМ
УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ
ЗАНЯТИЙ
Возраст детей |
2-3 |
3-4 |
4-5 |
5-6 |
6-7 |
Длительность занятий |
10 мин. |
15 мин. |
20 мин. |
25 мин. |
30 мин. |
Общее количество занятий в неделю |
11 |
11 |
14 |
14 |
15 |
Общее время в часах |
1 час 50 минут |
2 часа 45 минут |
4 часа 40 минут |
5 часов 50 минут |
7 часов 30 минут |
Реализация
учебного плана возможна только при выполнении определенных условий:
·
профессиональная компетентность и принятие педагогическим коллективом комплексной
программы, реализуемой в ДОУ;
·
правильный подбор методического обеспечения к реализуемой программе;
·
создание условий для реализации программы:
* режим дня;
* полноценная развивающая среда;
* привлечение родителей и социума в образовательный процесс.
Модель воспитательно-образовательного
процесса
Модель воспитательно-образовательной
деятельности с детьми простроена на основе следующих системообразующих
компонентов:
Модель
воспитательно-образовательной деятельности на день.
Линии
развития ребенка |
Первая
половина дня |
Вторая
половина дня |
Физическое развитие и оздоровление |
Прием детей на воздухе в теплое время года,
утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты), гигиенические процедуры
(умывание, полоскание рта) |
Сон с доступом воздуха (индивидуальное
пробуждение) |
Закаливание (облегченная форма одежды, полоскание
горла, прогулка со стимуляцией
двигательной активности) |
Гимнастика пробуждения |
|
Физкультурное занятие и физкультминутки на
занятиях |
Закаливание (ходьба босиком по спальне,
обширное умывание, ходьба по массажным дорожкам, дыхательная гимнастика) |
|
Физкультурный досуг (игры и развлечения) |
||
Самостоятельная двигательная активность |
||
Познавательное развитие |
Занятия |
Занятия |
Беседы |
Индивидуальная работа |
|
Игры с дидактическим материалом |
Досуг познавательного характера |
|
Экскурсии |
||
Социально-нравственное развитие |
Прием детей и оценка эмоционального
состояния с последующей коррекцией плана работы на день |
Индивидуальная работа |
Формирование навыков культуры поведения за
столом |
Трудовые поручения, работа в книжном уголке |
|
Формирование навыков культуры общения |
Сюжетно-ролевые и театрализованные игры |
|
Свободные игры с детьми |
Занятия по интересам |
|
Общение
младших и старших |
||
Художественно-эстетическое развитие |
Занятия |
Занятия |
Работа над эстетикой быта |
Индивидуальная работа |
|
Индивидуальная творческая деятельность
детей |
Музыкально-художественный досуг |
|
Экскурсии |
Модель
воспитательно-образовательной деятельности на неделю.
|
Понедельник |
Вторник |
Среда |
Четверг |
Пятница |
|
1. Физическое
развитие и оздоровление |
Дети |
Физкультурно-оздоровительные
мероприятия в ходе выполнения режимных моментов деятельности детского сада
(утренняя гимнастика, физкультминутки, игры и упражнения на прогулке,
закаливание, дыхательная гимнастика) |
||||
Корригирующая
гимнастика |
||||||
Витаминотерапия,
фитотерапия, массаж |
||||||
Учебные занятия по физической культуре
(совместные) |
Занятия на свежем воздухе |
Учебные занятия по физической культуре
(совместные) |
|
Учебные занятия по физической культуре
(раздельные для мальчиков и девочек) |
||
Педагоги |
|
Оздоровительная гимнастика |
|
|
Оздоровительная гимнастика |
|
Родители |
Открытые просмотры |
|
Индивидуальные консультации |
|
Открытые просмотры |
|
2.
Познавательное развитие |
Дети |
Занятия
и совместная деятельность согласно сетки занятий на неделю |
||||
Досуг
познавательного характера |
||||||
|
Экскурсии |
|
День интересных гостей |
|
||
Педагоги |
Оперативные совещания |
Программа «Здоровый дошкольник – здоровое
будущее» |
|
Индивидуальные консультации |
|
|
Родители |
Информационный лист «Вести недели» |
|
Индивидуальные консультации со
специалистами |
|
||
3.
Социально-нравственное развитие |
Дети |
День радостных встреч |
|
|
День интересных гостей |
|
|
|
|
|
Герои недели |
||
Занятия воспитателей и педагога-психолога
согласно сетки занятий |
||||||
Педагоги |
Оперативные совещания |
Программа «Образование как услуга» |
|
Индивидуальные консультации |
|
|
Родители |
Информационный лист «Вести недели» |
|
Индивидуальные консультации со
специалистами |
|
||
4.
Художественно-эстетическое развитие |
Дети |
|
|
|
День интересных гостей |
|
Занятия
воспитателей согласно сетки занятий |
||||||
Календарь
творческих и знаменательных дат |
||||||
Педагоги |
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений) |
|||||
Родители |
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений) |
Модель воспитательно-образовательной
деятельности на год
Временной
период |
Дети
|
Родители |
Педагоги |
|
Сентябрь |
|
|||
1 неделя |
День знаний |
Анкетирование родителей по уточнению
социального заказа на образовательные услуги |
Диагностика здоровья, уровня развития
детей на начало учебного года |
|
2 неделя |
|
|
||
Общий сбор родителей и педагогов по
утверждению плана деятельности детского сада на новый учебный год |
|
|||
3 неделя |
Спортивная
эстафета |
|
||
|
||||
4 неделя |
День
воспитателя |
|
||
Октябрь |
|
|||
1 неделя |
Всемирный день музыки |
|
Программа «Образование как услуга» |
|
День бабушек и дедушек, посвященный дню
пожилого человека |
|
|||
Труд детей в природе (в цветнике) |
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений) |
|
||
|
|
|||
2 неделя |
Экскурсия в музей |
Групповые родительские собрания |
Установочный педсовет |
|
Старт программы самопрезентаций педагогов
«Звездная дорожка» (октябрь –декабрь) |
|
|||
Спортивный
праздник «Осенние старты здоровья» |
|
|||
Открытые
просмотры различных видов деятельности детей с последующей экспертной оценкой
родителей, педагогов, администрации |
|
|||
3 неделя |
День интересных гостей |
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
|
Открытые
просмотры различных видов деятельности детей с
последующей экспертной оценкой родителей, педагогов, администрации |
|
|||
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
Педсовет «Гендерные технологии в
образовании» |
|
Праздник
Королевы Осени |
|
|||
Ноябрь |
|
|||
1 неделя |
День интересных гостей |
Индивидуальные консультации специалистов по
индивидуальному продвижению детей; администрации по текущим
вопросам |
Программа «Образование как услуга» |
|
2 неделя |
|
|
|
|
Работа по проекту «История моей семьи,
история моей страны» |
|
|||
3 неделя |
|
Психологическая гостиная «Профессия
–родитель» |
|
|
Работа по проекту «История моей семьи,
история моей страны» |
|
|||
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
Семинар «Гендерные технологии в
образовании» |
|
Презентация результатов проекта «История
моей семьи, история моей страны», посвященная Дню матери (30 ноября) |
|
|||
Декабрь |
|
|||
1 неделя |
|
|
Программа «Образование как услуга» |
|
2 неделя |
|
|
Педсовет 2 «Ребенок познает мир грамматики»» |
|
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений) посвящена
Всемирному дню принятия декларации прав человека |
|
|||
Старт
благотворительной акции «Новогодние надежды» |
|
|||
Подготовка
к Новогоднему балу |
|
|||
3 неделя |
|
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
|
Подготовка
к Новогоднему балу |
|
|||
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
|
|
Новогодний
бал, подведение итогов благотворительной акции «Новогодние надежды»,
программы самопрезентаций педагогов «Звездная дорожка» |
|
|||
Презентация
сборника «Звездная дорожка -2011» (методические
материалы, материалы для родителей, творческие достижения детей,
педагогов, родителей) |
|
|||
Январь |
|
|||
2 неделя |
|
Общее родительское собрание «Итоги 1
полугодия 2011-2012 учебного года, деятельность детского сада в 2011 г.» |
Педагогический совет «Итоги деятельности за
2011 г., стратегия развития на 2012г.» |
|
3 неделя |
|
|
|
|
Открытые
просмотры различных видов деятельности детей с последующей экспертной оценкой
родителей, педагогов, администрации |
|
|||
|
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
||
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
|
|
Февраль |
|
|||
1 неделя |
День
интересных гостей |
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений |
|
|
2 неделя |
|
|
||
Подготовка
к празднованию Дня защитника Отечества |
|
|||
3 неделя |
Подготовка
к празднованию Дня защитника Отечества |
|
||
День
интересных гостей |
|
|
|
|
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
|
|
Праздник
День защитников Отечества |
|
|||
Март |
|
|||
1 неделя |
День интересных гостей |
|
Программа «Образование как услуга» |
|
Галерея
красоты (выставки,
стендовые презентации творческих увлечений и достижений) |
|
|||
Праздник
«Бал принцессы Весны», посвященный 8 марта |
|
|||
2 неделя |
|
|
Педсовет: №3 «Нравственное воспитание через
обращение к русской культуре». |
|
3 неделя |
День интересных гостей |
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
|
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
|
|
Апрель |
|
|||
1 неделя |
День интересных гостей |
Индивидуальные консультации воспитателей по
индивидуальному продвижению детей; администрации по текущим
вопросам |
Программа «Образование как услуга» |
|
2 неделя |
Экскурсия в выставочный зал, музей, галерею |
|
|
|
3 неделя |
|
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
|
Экологическая
неделя «День красивой земли» |
|
|||
|
Открытые
просмотры различных видов деятельности детей с последующей экспертной оценкой
родителей, педагогов, администрации |
|
||
4 неделя |
|
Клуб «Здоровая семья» |
|
|
Май |
|
|||
1 неделя |
Подготовка
к празднованию Дня Победы |
|
||
2 неделя |
Вахта
памяти (возложение цветов к памятнику погибшим воинам) |
|
||
День
интересных гостей |
Галерея
красоты (выставка,
посвященная Дню Победы) |
|
||
3 неделя |
|
Психологическая гостиная «Профессия –
родитель» |
|
|
|
Фестиваль
«Папа, мама, я – здоровая семья» (
посвящен международному дню семьи 16 мая) |
|
||
4 неделя |
|
Анкетирование родителей по
удовлетворенности деятельностью детского сада в течение учебного года |
Диагностика здоровья, уровня развития
детей на конец учебного года |
|
Июнь |
|
|||
1 неделя |
|
Индивидуальные консультации по результатам
диагностики детей |
Педагогический совет «Итоги 2011-2012
учебного года, определение перспектив на новый учебный год» |
|
Общее собрание по итогам учебного года,
перспективам работы в летний период |
|
|||
Старт летней оздоровительной
программы «Летние тропинки здоровья» Праздник, посвященный Дню защиты детей -1
июня. Театр ростовых кукол. Конкурс рисунков на асфальте «Лето – это я
и ты!» |
|
|||
2 неделя |
Тематическая программа «Моя Россия. Мой
посёлок Долгое», посвященная 85-летию основания посёлка. |
|
||
3 неделя |
Ремонтные работы |
|
||
4 неделя |
Ремонтные работы |
|
||
Июль |
|
|||
1 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
2 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
3 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
4 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
Август |
|
|||
1 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
2 неделя |
Летняя
оздоровительная программа «Летние тропинки здоровья» |
|
||
3 неделя |
|
|
Подготовка к приемке учреждения к новому
учебному году |
|
4 неделя |
|
|
Педагогический совет «Задачи деятельности
детского сада в новом учебном году» |
|
Поход
выходного дня «К новому учебному году готовы!» |
|
Система
физкультурно-оздоровительной работы
Полноценное
развитие ребенка невозможно без физического воспитания. В связи с этим,
физкультурно-оздоровительная работа в детском саду имеет большое значение, как
для укрепления здоровья, так и для формирования двигательных умений и навыков,
являющихся значимыми компонентами в познавательном и эмоциональном развитии
детей.
Культивирование
здорового образа жизни - основы здоровья как личностного ресурса
успешности: вот основная задача всей физкультурно-оздоровительной деятельности
детского сада.
Физкультурно-оздоровительная
деятельность также является значимым ресурсом для формирования
адекватных гендерных моделей поведения.
Исходя из
обозначенных положений, в детском саду выстроена следующая модель физкультурно-оздоровительной
деятельности:
Формы организации |
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
||
1.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в ходе выполнения режимных моментов
деятельности детского сада |
|||||
|
2-3
года |
3-4
года |
4-5
лет |
5-6
лет |
6-7
лет |
1.1 Утренняя гимнастика с музыкальным
сопровождением |
4-5
минут ежедневно |
5-6
минут ежедневно |
6-8
минут ежедневно |
8-10
минут ежедневно |
10
минут ежедневно |
1.2 Физкультминутки |
Ежедневно
по мере необходимости (до 3-х минут) |
||||
1.3 Игры и физические упражнения на
прогулке |
Ежедневно
5-6 минут |
Ежедневно
6-10 минут |
Ежедневно
10-15 минут |
Ежедневно
15-20 минут |
Ежедневно
20-30 минут |
1.4 Закаливание: |
|
|
|
|
|
- воздушные ванны |
Ежедневно
после дневного сна |
||||
- обтирание |
Ежедневно
после дневного сна |
||||
- босохождение |
Ежедневно
после дневного сна |
||||
- ходьба по массажным дорожкам |
Ежедневно
после дневного сна |
||||
1.5 Дыхательная гимнастика |
Ежедневно
после дневного сна |
||||
2.
Учебные физкультурные занятия |
|||||
2.1 Совместные занятия в группе |
2
раза в неделю по 10 минут |
2
раза в неделю по 15 минут |
2
раза в неделю по 20 минут |
2
раза в неделю по 25 минут |
2
раза в неделю по 30 минут |
2.2 Раздельные занятия для девочек и
мальчиков в группе |
- |
- |
1
раз в неделю 20 минут |
1
раз в неделю 25 минут |
1
раз в неделю 30 минут |
2.3 Физкультурные занятия на свежем воздухе |
- |
1
раз в неделю 15 минут |
1
раз в неделю 20 минут |
1
раз в неделю 25 минут |
1
раз в неделю 30 минут |
3.Спортивный
досуг |
|||||
3.1 Самостоятельная двигательная
деятельность |
Ежедневно
под руководством воспитателя (продолжительность определяется в соответствии с
индивидуальными особенностями ребенка) |
||||
3.2 Спортивные праздники |
- |
- |
Летом
1 раз в год |
2
раза в год |
2
раза в год |
3.3 Досуги и развлечения |
1
раз в квартал |
1
раз в квартал |
1
раз в месяц |
1
раз в месяц |
1
раз в месяц |
3.4 Дни здоровья |
1
раз в год |
1
раз в квартал |
1
раз в квартал |
1
раз в квартал |
1
раз в квартал |
4.
Совместная деятельность с семьей |
|||||
4.1 Клуб «Здоровая семья» |
1
раз в квартал |
1
раз в месяц |
1
раз в месяц |
1
раз в месяц |
1
раз в месяц |
4.2 Веселые старты |
- |
1
раз в год |
1
раз в год |
2 раза
в год |
2
раза в год |
4.3 Походы выходного дня |
- |
- |
1
раз в год |
2
раза в год |
2
раза в год |
4.4 Зарничка (военно-спортивная игра) |
- |
- |
|
1
раз в год |
1
раз в год |
4.4. Консультации для родителей |
Ежеквартально |
Система
взаимодействия детского сада и семьи
Современное образовательное
учреждение немыслимо без системного, осмысленного взаимодействия с
семьей.
Семья является не только и не столько
одним из заказчиков образовательного учреждения и потребителем его
образовательных услуг, прежде всего семья – это основа воспитания
личности ребенка, неслучайно именно семья является институтом первичной
социализации растущего человека.
Родители – это первые и главные (по
силе и степени оказываемого влияния) воспитатели ребенка.
Принимая данный постулат как аксиому,
мы обозначаем для нашего детского сада следующие принципы взаимодействия с
семьей.
1. Принцип личностной ориентации. Взаимодействие с семьей на основе принятия и
уважения ее индивидуальной семейной истории, традиций, образа жизни. Ориентация
на удовлетворение образовательного запроса конкретной семьи.
2. Принцип социального партнерства. Взаимодействие детского сада и
семьи строится через открытость в решении общих задач воспитания,
создание реальных возможностей участия родителей в соуправлении, на
основе позиции – детский сад – профессиональный помощник семьи в
воспитании ребенка. Исключается позиция доминирования по принципу «мы
педагоги – мы лучше знаем что нужно». Формируется позиция диалога и
неформального взаимодействия на основе взаимного уважения и доверия.
3. Принцип социального творчества. Детский сад – это место, где интересно и
комфортно не только ребенку, но и родителю, для которого созданы все
условия, помогающие раскрывать собственный родительский потенциал. Детский сад
– это территория совместного семейного творчества, помогающего и ребенку, и
родителю в построении партнерских отношений, развитии собственного «Я».
Линии, способы и формы взаимодействия с семьей.
№ |
Линии
взаимодействия |
Способы
взаимодействия |
Формы
взаимодействия |
1. |
Физическое развитие и здоровье |
Формирование традиций совместного
спортивно-оздоровительного досуга |
Клуб «Здоровая семья» |
Фестиваль «Папа, мама, я – здоровая семья!» |
|||
Индивидуальные и групповые консультации
воспитателя, медицинского работника. |
|||
2. |
Познавательное развитие |
Развитие психолого-педагогической культуры
родителей |
Психологические гостиные «Профессия –
родитель» |
Тематические материалы для родителей в
информационных папках в группах и на сайте |
|||
Семейные творческие проекты - Права ребенка - Гендер – это не банально, гендер –
это актуально! - Дети индиго - Мой ребенок – это талант! |
|||
Совместные тематические выезды в
библиотеку, музей. |
|||
3. |
Социальное развитие |
Формирование условий для совместной
социально значимой деятельности |
Совместные праздники - Новый год -День защитников отечества - 8 марта - День семьи (16 мая) -День знаний - Праздник Королевы Осени - День матери |
Поздравления родителей с днем рождения
семьи, детей с днем рождения |
|||
Проект «История моей семьи, история моей
страны» |
|||
Участие в конкурсах социальных проектов |
|||
Благотворительные акции |
Родительская
экспертиза и инструменты соуправления.
Важной частью системы взаимодействия
детского сада и семьи является система обратной связи, то есть участие
родителей не только в воспитательно-образовательной деятельности, но и в
соуправлении.
Система обратной связи между семьей и
детским садом является неотъемлемой частью системы управления качеством
образовательных услуг, которая призвана обеспечить постоянное повышение
качества как ключевого конкурентного преимущества детского сада среди других
образовательных учреждений.
Родительская экспертиза – модель
обратной связи
№ |
Формы
проведения |
Цели,
планируемые результаты |
Примечания |
1. |
Открытые просмотры различных видов
деятельности детей в детском саду |
- Обеспечение открытости и
доступности для родителей образовательного процесса как условия доверия
в построении взаимодействия - Формирование единого образовательного
пространства семьи и детского сада - Демонстрация достижений детей и персонала - Развитие положительного имиджа детского
сада |
Проводятся всеми педагогическими
работниками 1 раз в год |
2. |
Экспертные оценки деятельности детского
сада в разрезе всех категорий персонала |
- Обеспечение возможностей для
соуправления - Системный контроль качества при участии
потребителей образовательных услуг детского сада |
Проводятся по результатам открытых
просмотров и по результатам общей оценки деятельности детского сада в конце
каждого квартала. Результаты экспертных оценок влияют на
размеры стимулирующих выплат всем категориям персонала. |
3. |
Индивидуальные и групповые
тематические встречи с родителями представителей администрации |
- Обеспечение возможностей для
соуправления - Системный контроль качества при
участии потребителей образовательных услуг детского сада - Профилактика негативных и проблемных
ситуаций в отношениях семьи и детского сада на основе открытого обсуждения
проблемных вопросов |
Индивидуальные встречи проводятся
еженедельно согласно графика; групповые встречи не реже 1 раза в квартал |
РАЗДЕЛ
4. МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Мониторинг образовательного процесса – это
один из ключевых механизмов обеспечения постоянного улучшения качества
образовательных услуг.
Мониторинг – это инструмент управления
качеством образовательных услуг, с одной стороны, и инструмент обратной связи с
потребителями образовательных услуг, с другой стороны.
Реализуя
методическое письмо Министерства образования РФ от 07.01.99 № 70/23 – 16 «О
практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного
воспитания», педагоги осуществляют только диагностику усвоения детьми
программы.
Основные задачи
раздела «Развитие» программы М.А. Васильевой нацелены не на формальные знания,
а на развитие личности ребенка (компетентности, инициативности,
самостоятельности, любознательности, способности к творческому самовыражению);
приобщение детей к общечеловеческим ценностям. Соответственно в
методических рекомендациях каждого раздела программы указаны те основные
умения, которыми ребенок может овладеть к концу учебного года. Педагогическая
диагностика проводится в форме итоговых занятий для малой группы детей (5-6
человек), или индивидуально. Результаты фиксируются в сводных таблицах, служат
для определения уровня развитости умений и навыков ребенка, познавательных
способностей ребенка. На основании результатов планируется индивидуальная
работа с ребенком.
Оценка развития
проводится по диагностическим заданиям программы.
Диагностика по
всем разделам комплексной программы проводится два раза в год: в начале и
конце учебного года (сентябрь, май). Диагностика может быть организована в
следующих формах:
- занятия по
подгруппам;
-
индивидуальное занятие;
- специально
организованное наблюдение за совместной деятельностью.
Мониторинг
как способ систематической фиксации динамики развития в нашем детском саду
состоит из следующих ключевых элементов:
·
Система фиксации динамики развития воспитанников
·
Система фиксации динамики профессионального развития персонала
·
Система фиксации динамики удовлетворенности потребителей услуг детского сада
Система фиксации динамики развития
воспитанников
Линии
развития |
Показатели
для мониторинга |
Участники |
Время,
вид диагностики |
Ответственные |
Форма
представления результатов |
Физическое
развитие |
Диагностика здоровья, уровня развития детей |
Все возраст-ные группы |
Сентябрь (первичная), май (итоговая) |
Воспитатели медицинс-кий работник |
Индивидуальные карты здоровья |
Познавательное развитие |
Психические процессы (память, мышление,
воображение, внимание, восприятие) |
Все возраст-ные группы |
Сентябрь (первичная), май (итоговая |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
Мотивация |
Дети 5,5 - 6,5 лет |
Сентябрь (первичная), май (итоговая |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
|
Социальное развитие |
Листы адаптации детей к ДОУ |
Все возраст-ные группы |
Сентябрь (первичная), ноябрь (промежуточная)май (итоговая) |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
Самооценка |
Все возраст-ные группы |
Сентябрь (первичная), ноябрь (промежуточная)май (итоговая) |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
|
Проектив-ные методики изучения гендерной
социализа-ции |
Дети с 3-х до 7 лет |
Сентябрь (первичная), май (итоговая |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
|
Художественно-эстетическое
развитие |
Креатив-ность |
Все возраст-ные группы |
Сентябрь (первичная), ноябрь (промежуточная)май (итоговая) |
Воспитатели |
Портфолио воспитанников |
Навыки художественно-эстетической
деятельности |
Все возрастные группы |
Сентябрь (первичная), ноябрь (промежуточная)май (итоговая) |
Воспитате-ли |
Портфолио воспитанни-ков |
Изучение
динамики развития воспитанников осуществляется также на основе использования
методик обследования разработанных в программе.
Система фиксации динамики
профессионального развития персонала
Наибольшее внимание в данном контексте
уделяется динамике профессионального развития педагогического персонала.
Анализ профессионального уровня педагогов
включает в себя следующие позиции:
·
Собеседование с педагогами (2 раза в год – май: собеседование по итогам и
перспективам деятельности, январь: планирование профессиональной карьеры)
·
Ознакомление с уровнем заполнения диагностических карт и портфолио детей
·
Обследование отдельных детей по стандартам, задаваемым программой
·
Анализ проведения занятий педагогами
·
Анализ наблюдений за деятельностью и общением детей на занятиях
·
Анализ наблюдения самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества
·
Анализ наблюдения за игрой детей, результатов естественного эксперимента
·
Анализ предметно-развивающей среды в группе
·
Анализ экспертных оценок деятельности педагога, проводимый родителями
·
Анализ спроса на образовательные услуги, предоставляемых педагогами
Профессиональное развитие педагога
отражается и систематизируется в его индивидуальном портфолио.
Основные структурные компоненты портфолио:
1. Личностный потенциал. Личностные
характеристики (на основе самооценки и психолого-педагогического тестирования).
2. Профессиональный опыт. Профессиональные
умения (информация об образовании, повышении квалификации, аттестации;
самооценка, экспертные оценки, в том числе родителей).
3. Личные достижения и продвижение
(анализ динамики развития воспитанников; результаты участия в конкурсах,
проектах; самоанализ и самооценка, анализ продуктов деятельности – авторских
разработок и т.п.)
Система
фиксации динамики удовлетворенности
потребителей
услуг детского сада
Основные
способы фиксации динамики удовлетворенности потребителей услуг детского сада:
·
Экспертные листы, оформляемые родителями по результатам открытых просмотров
различных видов деятельности детей в детском саду.
·
Анализ вопросов к администрации ДОУ по текущей деятельности (на основе
индивидуальных и групповых встреч с родителями; оформления неформальных листов
«Детский сад за неделю»)
·
Анкетирование по итогам квартала и года.
·
Анализ динамики спроса на услуги.
РАЗДЕЛ
5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Можно выделить следующие категории
ключевых ресурсов, обеспечивающих реализацию образовательной программы детского
сада, а именно:
1. Человеческие ресурсы (включают в себя
кадровое обеспечение и ресурс административной команды детского сада).
2. Интеллектуальные активы (идеи, проекты,
реализуемые технологии)
3. Предметно-развивающая и
культурно-эстетическая среда (оборудование, материалы, дизайн и оформление,
система внутренних и внешних коммуникаций детского сада)
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
В детском саду сформирована
профессиональная мобильная работоспособная команда, включающая в себя как
управленческий, так и педагогический и учебно-вспомогательный персонал.
В педагогическом коллективе работают 5
педагогов.
Все имеют специальное профессиональное
образование:
·
Высшее – 3
·
Среднее специальное – 1
o Незаконченное
высшее - 1
Педагоги аттестованы:
·
Первая категория – 1
·
Вторая категория – 2
·
Не аттестованы – 2
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Управление детским садом простроено
на основе следующих принципиальных положений:
1. Люди – это самое большое достояние, самые
дорогостоящие активы организации, фундамент нашей конкурентоспособности. Люди
заслуживают внимания, доверия и поддержки.
2. Культура - это самый ценный
инструмент, помогающий добиваться успеха. Формирование эффективной
корпоративной культуры – ключевая задача административной команды.
3. Деньги – это необходимое условие
качественной ежедневной работы и возможности для творчества и
личностного роста каждого сотрудника и организации в целом. Экономическая
эффективность деятельности – показатель профессионализма и социальной
ответственности, реальный механизм социальной защищенности каждого сотрудника.
Идея гендерного подхода как здоровьесберегающей
и личностно-ориентированной педагогики является ключевым интеллектуальным
активом детского сада.
Его дополняют творческие интеллектуальные
ресурсы специалистов:
·
«Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных и творческих
способностей старших дошкольников». Музыкальный руководитель – М.В.
Фомина.
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ И
КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА
Созданию развивающей среды в детском саду
способствуют подходы к формированию структуры здания, его планировке,
взаимосвязи внутренних и внешних сред, к системе имеющегося оборудования.
Оформление и оборудование всех
помещений детского сада осуществляется с учетом следующих позиций:
·
Комфортность и безопасность для детей
·
Эстетичность как определенный стандарт жизни современного человека
·
Стилистика, отражающая ключевую педагогическую идею – воспитание мужественности
– женственности, творчества как способа жизни.
Исходя из этого, формируется
предметно-развивающая среда, обладающая гендерной чувствительностью, т.е.
создающая равные возможности для самовыражения и саморазвития, как
мальчиков, так и девочек.
Основные структурные компоненты
предметно-развивающей среды:
1. Групповые помещения
2. Аудиовизуальные и игровые комплексы
3. Мини-библиотеки
4. Холлы, коридоры
5. Кухня
6. Оформление территории детского сада
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основными источниками финансово -
экономического обеспечения реализации образовательной программы детского сада
являются:
1. Средства, поступающие из муниципального
бюджета (фонд оплаты труда, оплата коммунальных расходов, оплата продуктов
питания).
2. Средства, поступающие из внебюджетных
источников:
·
Добровольные взносы граждан и организаций
Средства, поступающие из внебюджетных
источников, расходуются на следующие целевые программы:
·
Профилактика и здоровьесбережение
·
Создание качественной и современной предметно-развивающей среды
·
Создание культурно-эстетической и информационной среды
РАЗВИТИЕ
ПЕРСОНАЛА
Реализация проекта «Развитие персонала»
является основой профессионального продвижения, как отдельного специалиста, так
и учреждения в целом.
Общий контур проекта можно обозначить в
следующем виде:
Тематические линии |
Характеристика основного содержания
деятельности |
Формы деятельности |
1.
Отбор персонала |
Поиск
специалистов с высокими профессиональными конкурентными характеристиками и
личностным потенциалом |
·
Привлечение для краткосрочных проектов и дел (деятельностные пробы) ·
Тестирование при приеме на работу ·
Индивидуальный контракт |
2.
Мотивация и стимулирование персонала |
Формирование
высокой личной заинтересованности в командном успехе и продвижении как основы
личного продвижения и успеха |
·
Индивидуальные собеседования ·
Бонусная система оценки процесса и результатов деятельности каждого
сотрудника ·
Индивидуальные поощрения по итогам квартала и года ·
Содействие в производстве и продвижении авторских продуктов ·
Профессиональные ритуалы и праздники |
ЛИНИИ
РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Социально-личностное
развитие |
Познавательное
развитие |
Художественно-эстетическое
развитие |
Физическое
развитие |
-
Подготовленная среда -
Традиции группы -
Занятия «Социальный мир» -
Экскурсии -
Наблюдения -
Ситуации общения -
Сюжетно-ролевые игры -
Подвижные игры (народные, авторские) -
Художественная литература -
Фольклор -
Дидактические игры |
-
Подготовленная среда -
Традиции группы -
Занятия «Ознакомление с окружающим», «Математика», «Грамота», «Развитие речи» -
Эксперименты -
Экскурсии -
Наблюдения -
Встречи с интересными людьми -
Дидактические игры естественно-научного, логико-математического содержания -
Научно-публицистические журналы -
Энциклопедии |
-
Подготовленная среда -
Традиции группы -
Занятия музыкально-ритмические, по изобразительной деятельности Театрализованные
игры -
Посещение театров, выставок, музеев -
Кружковая работа |
Подготовленная
среда -
Традиции группы -
Занятия по физической культуре -
Коррегирующая гимнастика -
Спортивные семейные праздники -
Подвижные спортивные игры -
Игры с правилами |